Работаем только с
«живыми» бизнесами
495/
135-12-90
Москва:
улица Знаменка, д.23/а Рязанский проспект

Где проходит грань между малыми и средними компаниями?

Основываясь на многолетнем опыте работы с владельцами компаний малого и среднего бизнеса, нами разработана собственная градация предприятий как по величине бизнеса (активам, объёмам продаж), так и по другим признакам.

  1. Совсем мелкие компании (ООО, ЗАО) и частные предприниматели. Максимальная стоимость таких компаний редко превышает 7-9 млн. рублей. Это небольшие предприятия торговли и сферы услуг, общественного питания, посреднические фирмы, небольшие операторы связи, кустарные производства. Основная отличительная черта для таких предприятий состоит в том, что в основе экономической привлекательности владения таким бизнесом является обеспечение занятости для его хозяина. Ведение собственного дела ассоциируется у его владельца с возможностью накопления капитала, предоставления работы для членов семьи, возможность реализации навыков и талантов. Основной заботой владельца является вопрос «как сделать» в противовес вопросу «кому поручить». В количественном выражении они занимают до 70 % от общего числа продающихся бизнесов.
    Продажа таких компаний в большинстве случаев ведётся владельцами самостоятельно (например, через знакомых или газету «Из рук в руки) или через компании, оказывающие исключительно посреднические услуги без предпродажной подготовки и предоплаты.

  2. Компании, занимающие «золотую средину». Их с полной уверенностью можно назвать «рабочими лошадками» экономики страны. По сравнению с предприятиями из первой группы они в целом более сложны в управлении, требуют большего объёма навыков ведения бизнеса и опыта, умения управлять большим числом самых разнообразных процессов и большим числом сотрудников. Сущностью таких предприятий является управление компанией (зачастую с использованием заёмных средств) при помощи различных рычагов, с интенсивным использованием профессиональных навыков владельца или менеджеров, капитала, новых идей, современного оборудования, квалификации и опыта персонала. В большинстве своём это пока ещё «семейные» компании с непрозрачной отчётностью, сильной зависимостью от первого лица и другими рисками, присущими закрытым компаниям. Однако уже прослеживается понимание и стремление владельцев компаний к разделению собственности и менеджмента, налаживанию бизнес-процессов и управленческого учёта и повышению таким образом стоимости бизнеса. Стоимость таких компаний – от 15-20 млн. руб. до 50 -60 млн. рублей. В случае наличия недвижимости и дорогостоящего оборудования их цена может быть 300-350 млн. рублей и выше.
    Комплексная услуга, предлагаемая нашей компанией, полностью соответствует интересам владельцев компаний «золотой средины». Мы хорошо понимаем все проблемы таких предприятий и чётко представляем, кто и почему их покупает.

  3. Отдельную группу представляют предприятия, прошедшие юношескую стадию жизненного цикла, достигшие определённой известности на рынке, но не сумевшие избавиться от проблем, связанных с изначально «семейной» схемой построения бизнеса. Многие из таких компаний обладают значительными материальными активами в виде дорогостоящего оборудования, объектов недвижимости и даже приближаются к позициям лидеров в узком сегменте рынка, определённой продуктовой нише или в отдельном регионе. Типичные «акселераты» в полной мере испытывают на себе трудности роста, которые для большинства из них являются непреодолимыми без серьёзной финансовой подпитки.
    Примерный «портрет» компании-акселерата выглядит следующим образом:

    • Бизнес создавался 10-15 лет назад на интуитивных посылах, а чаще всего – в связи с необходимостью зарабатывания денег (так называемое «вынужденное предпринимательство»);

    • У истоков компании стояли люди, объединённые не столько бизнес-идеей, сколько родственными связями или давним знакомством;

    • На момент принятия решения о продаже бизнес в основном сохранил семейные черты, что является значительным препятствием для его дальнейшего развития. Если у компании два или более владельца, то к этому времени наиболее чётко вырисовываются разногласия как по стратегии и перспективам бизнеса, так по вопросам инвестирования чистой прибыли в ущерб дивидендам.

    • силение конкурентной борьбы практически во всех рыночных сегментах значительно увеличивает издержки, связанные с продвижением продукта. Из-за сравнительно небольших объёмов производства всё труднее закупать сырьё напрямую и входить в сети на выгодных условиях. Дефицит квалифицированных управленческих кадров и инженерно-технического персонала ведёт к постоянному росту расходов на оплату труда. Конкурентоспособность компании под угрозой.
      Стоимость таких компаний начинается с 70-80 млн. рублей и может достигать 1-1,2 млрд. рублей.

Приглашаем владельцев компаний-акселератов к взаимовыгодному сотрудничеству по любым вопросам, связанным с продажей бизнеса стратегическому инвестору (как отдельный случай – дружеское поглощение конкурентом) привлечением инвестиций, сопровождением сделок.

495/
135-12-90
109456, г. Москва, Рязанский проспект,
д.75, корп.4, 1-я башня, 7-й этаж

109028, г. Москва, Земляной Вал, д. 50А/8,
стр. 2, 15-й этаж